В историческом районе Золотой рог в Стамбуле возведен Собор Святой Софии. Некоторые называют его «восьмым чудом света». Учитывая его международное значение и то, насколько он опередил свое время, это вовсе не преувеличение. Также его называют по-гречески “Айя София”. Это ценное произведение искусства и архитектуры и одно из самых посещаемых туристических мест в мире.
Знания обычного человека об этом сооружении ограничиваются тем фактом, что этот византийский памятник был крупнейшим сооружением в мире в то время, а после завоевания Стамбула он был превращен в мечеть, затем служил музеем, а сейчас снова мечеть.
Содержание
История
Слово «Ая», происходит от слова «священный», а слово «София» от древнегреческого слова «софос», означающего мудрость. Божественная мудрость считается в православии одним из трех атрибутов Бога.
Собор Святой Софии строился не один, а трижды, пока не приобрел свой сегодняшний окончательный вид. После последней постройки он оставался самым большим собором в мире на протяжении 1000 лет. Он стал центром религиозной жизни Стамбула, который был столицей Римской и Османской империй.
Коротко поговорим об истории 3-х соборов Святой Софии:
Первая Святая София
Строительство первой церкви было инициировано Константином Великим (Константин I 272 г. н. э. 337 г. н. э.), который сделал Византий столицей Римской империи. Он был завершен и открыт для поклонения в 360 году его сыном. Первая церковь называется Мегало Эклесиа, что в переводе с греческого означает «Великая церковь». После восстания в 404 году, и от него мало что осталось.
Вторая Айя София
Второй собор Святой Софии в Константинополе был построен императором Феодосием в 415 г., но спустя век сгорел до тла.
От 2-й церкви остались только колонны во дворе и саду. Во время раскопок, проведенных в 1935 году, примерно на два метра ниже пола нынешней церкви были обнаружены лестница монументального входа во вторую церковь и фрагменты фриза, украшенные барельефами овец, символизирующими 12 апостолов. Вы можете осмотреть все это в саду Святой Софии.
Третья Святая София
Третий Софийский собор в Константинополе, сохранившийся до наших дней, был построен при императоре Юстиниане, физиком Исидором из Милета и математиком Антемиосом из Тралеса. Строительство началось 23 февраля 532 года, завершилось через 5 лет и открылось для богослужений 26 декабря 537 года. На его строительстве трудилось 1000 подмастерьев и мастеров и 10 000 рабочих. Айя София – самый быстровозводимый собор в мире.
Мечеть Айя София
После завоевания Константинополя в 1453 году Софийский собор был преобразован в мечеть, куда были добавлены исламские элементы. 4 минарета достроили во время правления разных султанов. К зданию пристроили мраморную кафедру, галерею, библиотеку,медресе, столовую и фонтан в саду.
В 19 веке при султане Абдулмеджит в храме проводилась реставрация. Это дело доверили братьям Фоссати итальянского происхождения. Они обновили внутреннюю и внешнюю отделку, укрепили купол, свод и колонны здания.
1 февраля 1935 года Айя София стал музеем.
В 2020 году ей возвратили статус мечети. Пол покрыли ковром, а мозаика в молитвенной зоне во время молитвы закрывается занавеской с электронной рельсовой системой.
Архитектура, план храма Святой Софии
В 6 веке Юстиниан приказал своим архитекторам построить здание, превосходящее то, что он считал самым впечатляющим в мире – Римский Пантеон. Айя София – настоящий архитектурный феномен, который выдержал несколько землетрясений, менял свой облик и обогащался новыми элементами.
Ниже на фото план Святой Софии, который был возведён в Константинополе
Гигантский купол Святой Софии
Первый купол рухнул через 20 лет после постройки. Архитекторам пришлось искать решение и сделать его максимально легким и прочным.
Он считается одним из величайших шедевром античности с диаметром более 30 метров и высотой более 55. В нем 40 окон, через которые все здание заливает дневной свет, будто Божий. Купол кажется подвешенным к небу на золотую цепь. Окна создают разрыв между куполом и остальной частью здания, будто он просто парит в воздухе. Каркас купола образуют 40 ребер, между ними легкий кирпич.
Его основание поддерживается кирпичными стенами, купольное перекрытие опирается на 4 большие арки, которые поддерживаются четырьмя огромными колоннами.
Использование подвесок
Первым зданием в истории, где были применены подвески, была Святая София. Если купол расположить только на арки он может треснуть и рухнуть. Эти изогнутые углы, называемые подвесками, похожие на перевернутую дольку апельсина, образуют круглое основание купола на прямоугольном основании. Эти подвески передают вес купола на основные опоры и направляют их на землю.
Контрфорсы добавлены столетия спустя
К основным опорным столбам были добавлены выступы, идущие наружу. Они предназначены для отклонения давления опор на землю, подобно опорным контрфорсам в готической архитектуре.
Всего в соборе Святой Софии 24 опорных контрфорса: 7 на востоке, 5 на западе, 4 на севере, 4 на юге и 4 в весовой башне. Некоторые контрфорсы были построены в период Восточной Римской империи, а другие – в период Османской империи.
Минареты добавлены исламом
После того, как объект был преобразован в мечеть в разное время было добавлено 4 минарета по 60 метров.
Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана.
При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения.
Внешний притвор
В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний. Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида.
Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея – символ медицины.
Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году.
Двери
Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода (1204-1261 гг.) они были украшены золотом и серебром. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега.
Ореа Порта
Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Ее сняли из древнего языческого храма в Тарсе в 838 году нашей эры и установили здесь. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить.
Колонны, капители и мрамор
Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных – из Гелиополя в Египте, а остальные – из храма Баальбека в Ливане и других частей империи.
В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый – с острова Мраморного, зеленый – из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара.
Мозаики собора Святой Софии
Мозаика Сретения
В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее – Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа – Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу.
Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание.
Мозаика Богородицы
На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус.
Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой.
Деисис
На мозаике «Деисус», датированной 1262 годом, Иоанн Креститель находится справа, а Пророк Мухаммед – слева. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна.
Комменос
На мозаичном панно XII века император Иоанн II Комнин, его жена Ирен венгерского происхождения и их сын Алексиос. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках.
Мозаика Зои
Здесь изображены Константин (1042-1055) и царица Зои (Зои). Между императором и императрицей — Христос.
Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет.
Мозаика Императорских ворот
Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом.
Что посмотреть в Айя Софии
Ангелы на подвесках
На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах.
Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески.
В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой. Их покрывают во время молитв.
Кубы Святой Софии
Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости. В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой.
На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три. Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже.
Омфалион
Омфалион означает «центр, пуп мира». Это место, где короновались императоры в период Восточной Римской империи. Круги представляют Иисуса и 12 апостолов. Во время церемонии коронации император стоит посередине, а духовенство выстраивается кругами вокруг него.
Хызыр Макам
Это точка, выгравированная на мраморе прямо под куполом. В настоящее время покрыт ковром.
Колонна желаний (Колонна плача)
На северо-западной стороне здания – колонна желаний. В отверстии посередине столба находится влажное место, будто слезы Марии. Говорят, если приложить палец к больному месту боль проходит. Также можно загадать желание.
Крестильная чаша
При выходе из храма во двор находится комната баптистерия. Крестильная чаша баптистерия, превращенная в мавзолей после смерти султана Мустафы I в 1639 году, была обнаружена при раскопках в саду Святой Софии в 1943 году и возвращена на прежнее место.
Что посмотреть в верхних галереях
На верхний этаж можно попасть из основного помещения по пандусу. В правой галерее находится ложа императрицы, мозаика Деисиды, мраморная дверь, письменность викингов, надгробие Хенрикуса Дандоло на земле, наклонные колонны, мозаика Зои и мозаика Комменоса. В левой галерее — мозаика «Император Александр» и трап.
Ложа императрицы
Императрицы наблюдали за церемонией коронации из царской ложи в южном нефе верхнего этажа. От нее остались небольшие колонны с мраморными главами и круглый зеленый камень-порфир, указывающий место, где был установлен трон императрицы.
Мраморная дверь
Публике не разрешалось проходить через мраморную дверь на верхнем этаже. Она вела в отсек, где заседали чиновники Патриархии. Говорят, что одна сторона двери символизирует рай, а другая – ад.
Письмо Викинга
В византийский период викинги по рекам добирались до Черного моря, а оттуда в Константинополь. Они служили наемниками императорам. В южной галерее на верхнем этаже, на мраморных перилах, алфавитом руни выгравировано имя солдата по имени Хальвдан.
Надгробие Хенрикуса Дандоло
Те, кто читал роман Дэна Брауна «Инферно», помнят, что Хенрикус Дандоло, венецианский дож, возглавивший 4-й крестовый поход (1204–1261 гг.) и считавшийся слепым, умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 70 лет и был похоронен в соборе Айя София. Позже его могилу вскрыли византийцы, а кости Дандоло выбросили в море. Символическое надгробие Хенрикуса Дандоло расположено в верхней галерее.
Наклонные колонны
Вы заметите, что некоторые колонны галереи верхнего этажа наклонены, как Пизанская башня. Это колонны, которые изгибаются из-за давления, создаваемого куполом.
Разделы, добавленные после того, как стала мечетью
Михраб и минбар
Михраб, представляющий собой полое и углубленное место посередине стены, перед которым прихожане стоят во время совершения молитвы, датируется XIX веком. По обеим сторонам великолепного алтаря, украшенного позолотой, стоят большие масляные лампы, которые привезли из церкви в Венгрии во времена правления Сулеймана Великолепного.
На правой стене михраба висят каллиграфические произведения османских султанов, а на левой – работы выдающихся каллиграфов того периода. Возвышающаяся конструкция с лестницей, похожая на кафедру, справа от михраб — это минбар. Здесь имам произносит свои проповеди и возглавляет молитвы. Он был построен султаном Мурадом III.
Ложа муэдзина
Напротив минбара, находится строение, построенное в классическом османском стиле. Как и михраб, он также обращен к Каабе в Мекке. Муэдзин стоит на вершине этой ложи во время молитвы.
Ложа султана
Слева, в северо-восточной угловой нише – строение, поднятое на стройные колонны. Это была ложа, построенная братьями Фоссати для Абдулмеджида. Здесь султан мог уединиться на молитве.
В манере, типичной для архитектурной практики XIX века, Фоссати объединил разные стили, о чем свидетельствуют колонны и парапеты в византийском стиле, украшенные стилизованным османским орнаментом.
Большие линейные знаки
8 больших круглых каллиграфических пластин, висящие в зале, были написаны Казаскером Мустафой Иззетом Эфенди, одним из самых известных каллиграфов того периода, во время реставрации братьев Фоссати. Это самые большие каллиграфические знаки в мире, диаметром 7,5 метров.
Библиотека Махмуда I
Когда вы двигаетесь в южную часть собора Святой Софии, вы увидите золотистое, богато украшенное место, — это библиотека. Его построили при Махмуде I в 1739 году.
Мавзолеи
Османские султаны хотели навсегда найти покой в соборе Святой Софии. Об этом свидетельствуют святыни, расположенные снаружи, справа от входа: гробницы Селима III, Мурата III, Мехмета, Мустафы I, Ибрагима и гробница шехзаде.
Муваккитане
Муваккитаны — это места, где люди, которые сообщали время молитвы, глядя на солнце, определяли время и час молитвы и проводили небольшие астрономические исследования. Мувакитане был построен братьями Фоссати при султане Абдул Меджид. В византийский период на этом месте была башня с часами.
Начальная школа
В настоящее время также используется как выставочный зал, проводятся различные встречи и конференции.
Фонтан
Выйдя в сад, вы увидите очень богато украшенный фонтан, построенный Махмудом I в 1739 году. Он состоит из восьми мраморных колонн с 16 кранами. В византийский период здесь тоже был фонтан. Прежде чем войти в собор Святой Софии, верующие умывали в этом фонтане руки и лица.
Как добраться до собора Святой Софии?
Проще всего добраться на трамвае, поскольку перед Софийским собором располагается остановка. На трамвайной линии Багджылар-Кабаташ можно выйти на остановке «Султанахмет» и дойти до собора Святой Софии, а можно выйти на остановке «Гюльхане», пройти немного дальше и осмотреть окружающие достопримечательности.
Для тех, кто прибывает с азиатской стороны – воспользуйтесь паромом. Сядьте на паром до Эминёню из Кадыкея или Ускюдара. На трамвае с остановки Эминёню двигайтесь в направлении Багджылара, воспользовавшись трамвайной линией Багджылар-Кабаташ, как указано выше.
Мармарай – хорошая альтернатива для тех, кто приезжает с азиатской стороны Стамбула или тех, кто хочет сократить свое путешествие с европейской стороны. Выйдя из Мармарай на остановке Сиркечи, можно воспользоваться трамвайной линией, либо добраться пешком.
Если вы едете на собственном автомобиле, знайте, что улицы вокруг Голубой мечети закрыты для движения транспорта. Можно найти парковку возле дворца Топкапы.
Подробнее: Такси в Стамбуле: советы, цены в 2024 году, как вызвать
Где находится Святая София
Это одно из первых мест, которое стоит увидеть, оказавшись в Стамбуле. Он расположен в районе Султанахмет в Фатихе.
Рядом с ним находятся дворец Топкапы, Голубая мечеть и Византийский ипподромом, а также прямо через дорогу от Еребатан Сарныджи, Цистерна Базилика, что позволяет легко совместить ваш визит с другими историческими достопримечательностями.
Святая София на карте
Информация о посещении, часы работы Айя София, стоимость
Собор Святой Софии открыт для посетителей каждый день, часы работы с 09:00 до 19:30. Зона посещения мечети закрыта для посетителей с 12:30 до 14:30 в связи с пятничными молитвами.
Стоимость посещения Айя Софии составляет 25 евро для иностранцев, и бесплатно для граждан Турции. При этом туристам можно посещать только второй этаж мечети. Музейная карта недействиетльна.
Касса расположена напротив фонтана султана Ахмеда III. При покупке билета Вам предоставляется аудиогид. Билеты онлайн стоят на несколько евро дороже, чем в кассе. Не придется вытсаивать длинные очереди для того, чтобы купить билет.
Вход в мечеть Святой Софии для туристов с южной стороны на второй этаж, выход с северо-восточной стороны.
Советы:
- Как и в других мечетях, женщины должны покрывать головы, а мужчины должны быть одеты скромно. Платок можно купить на месте – 20 лир, балахон – 40 лир.
- При входе надо снимать обувь. Оставить её можно у входа на специальных полках, либо захватить сумку, если боитесь потерять. Возьмите с собой теплые носки, так как пол мраморный, хотя и укрыт ковром.
- С едой и напитками не пускают, а вот простую воду можно.
- Вечером меньше народу.